dc.contributor.author |
Арыстанбекова, А.Н. |
|
dc.date.accessioned |
2025-08-06T12:54:00Z |
|
dc.date.available |
2025-08-06T12:54:00Z |
|
dc.date.issued |
2025-05 |
|
dc.identifier.uri |
http://repository.mnu.kz/handle/123456789/2509 |
|
dc.description.abstract |
Искусственный интеллект (ИИ) стал неотъемлемой частью современной жизни,
оказывая сложное воздействие на развитие личности. Настоящее исследование раскрывает
как положительные, так и отрицательные аспекты влияния ИИ на личностные качества
человека. Положительные эффекты включают расширение доступа к знаниям, развитие
аналитического и критического мышления, а также стимулирование мотивации к
самообучению и творческой самореализации. ИИ-технологии в образовании и психологии
способствуют персонализированному обучению и даже укреплению эмоционального
интеллекта, предоставляя новые возможности для личностного роста. Одновременно
выявляются и негативные последствия чрезмерной зависимости от ИИ: ослабление
самостоятельного критического мышления, формирование клипового (поверхностного)
стиля восприятия информации, снижение познавательной мотивации, риск социальной
изоляции и искажение ценностных ориентиров. В диссертации особое внимание уделяется
поиску баланса между активным использованием возможностей ИИ и сохранением
уникальных человеческих качеств. Проведен обзор современной литературы по проблеме,
включая работы по когнитивным стилям и цифровому мышлению (Карр, Волкова,
Велумян), доверию к ИИ (Sharan & Romano) и вовлеченности в взаимодействие с ИИ
(Леньков и др.), а также исследования по цифровизации образования (Крюков и др.),
социальным рискам для молодежи (Ходаев & Макарова), угрозам для смысловой сферы
личности (Меликов & Журинский), феномену клипового мышления и киберсоциализации.
Методология исследования носит количественный характер с акцентом на
корреляционный анализ. В заключение предлагаются рекомендации по ответственному
внедрению ИИ для гармоничного развития личности |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.publisher |
MAQSUT NARIKBAYEV UNIVERSITY Высшая Гуманитарная Школа. Астана |
ru_RU |
dc.relation.ispartofseries |
Консультативная психология; |
|
dc.subject |
искусственный интеллект, личностное развитие, когнитивные стили, клиповое мышление, доверие к ИИ, вовлеченность, корреляционное исследование, цифровизация, критическое мышление, самореализация |
ru_RU |
dc.title |
Влияние искусственного интеллекта на развитие личностных качеств: позитивные и негативные аспекты |
ru_RU |
dc.type |
Магистерская диссертация |
ru_RU |