dc.contributor.author |
Бекенова, А.А. |
|
dc.date.accessioned |
2025-08-13T05:29:00Z |
|
dc.date.available |
2025-08-13T05:29:00Z |
|
dc.date.issued |
2025-05 |
|
dc.identifier.uri |
http://repository.mnu.kz/handle/123456789/2510 |
|
dc.description.abstract |
В данной магистерской диссертации исследуется внедрение коучингового
подхода как инновационного и научно обоснованного средства поддержки
профессионального самоопределения студентов и выпускников высших учебных
заведений Республики Казахстан. Цель исследования — определить эффективность
онлайн-коучинга в формате открытого опроса, разработанного на основе моделей
GROW, STAR и PERMA. Эти модели позволяют охватить широкий спектр карьерных
и личностных установок, включая целеполагание, анализ ситуации, выявление
ресурсов и внутреннюю мотивацию.
Цифровая платформа, на которой размещен опрос, сочетает принципы
гуманистической психологии и современные технологии обработки естественного
языка. В ней реализована обучаемая модель искусственного интеллекта, которая
классифицирует и интерпретирует ответы студентов, соблюдая при этом стандарты
этики Международной Федерации Коучинга (ICF). Алгоритм не навязывает решений,
а способствует формированию личностной и профессиональной рефлексии.
Методология исследования включает смешанный подход: первичный ручной
контент-анализ ответов позволил выделить основные тематические кластеры, после
чего был применен машинный анализ на основе размеченных данных. В исследовании
участвовали 100 студентов выпускных курсов. Из них 73% отметили, что онлайн-опрос
помог им более четко сформулировать карьерные цели, понять свои сильные стороны
и повысить уверенность в профессиональном выборе.
Практическая значимость исследования заключается в возможности
применения платформы в университетских центрах карьеры, службах
трудоустройства, в рамках элективных дисциплин, а также на ярмарках вакансий
и тренинговых программах, а также в системе государственной политики по оказанию поддержки молодых людей. Платформа может быть адаптирована под нужды других
возрастных и профессиональных групп. Ее уникальность в казахстанском контексте
обусловлена отсутствием аналогичных решений, интегрирующих коучинг,
искусственный интеллект и открытые опросы с персонализированной обратной
связью. Исследование демонстрирует потенциал цифрового коучинга как инструмента
формирования субъектной позиции студента в образовательной и карьерной
траектории. Работа имеет высокую практическую значимость и может быть
масштабирована на другие образовательные учреждения страны |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.publisher |
MAQSUT NARIKBAYEV UNIVERSITY Высшая Гуманитарная Школа. Астана |
ru_RU |
dc.relation.ispartofseries |
Консультативная психология; |
|
dc.subject |
коучинг, профессиональное самоопределение, онлайн-опрос, цифровая платформа, студенты, высшее учебное заведение, карьерное развитие, PERMA, GROW, STAR, искусственный интеллект, позитивная психология, Республика Казахстан |
ru_RU |
dc.title |
Роль коучинга в оптимизации карьерных перспектив выпускников высшего учебного заведения |
ru_RU |
dc.type |
Диссертация (Thesis) |
ru_RU |