Abstract:
Целью настоящего исследования является эмпирическая проверка
эффективности визуальной арт-терапии в снижении уровня стресса и тревожности у
студентов высших учебных заведений. В исследовании применен смешанный
методологический подход, объединяющий количественные методы измерения
эмоционального состояния с помощью Шкалы воспринимаемого стресса (PSS-10) и
Опросника ситуативной и личностной тревожности (STAI), а также качественный
анализ субъективных переживаний участников методом тематического анализа.
Выборка составила 30 студентов в возрасте от 18 до 25 лет с умеренным или
высоким уровнем воспринимаемого стресса. В рамках интервенции участники приняли
участие в арт-терапевтическом сеансе, основанном на проективной технике «слепой
рисунок эмоций». Статистический анализ данных продемонстрировал значимое
снижение уровня ситуативной тревожности после арт-терапевтического вмешательства
(p < .001; d = 1.79), что свидетельствует о выраженном терапевтическом эффекте.
Результаты подтверждают потенциал визуальной арт-терапии как
краткосрочного эффективного средства регуляции эмоционального состояния
студентов, испытывающих академический стресс. Практическая значимость работы
заключается в возможности внедрения визуальной арт-терапии в систему
психологической поддержки образовательных учреждений для профилактики
тревожных состояний и повышения устойчивости обучающихся к стрессовым
нагрузкам.