Аннотация:
Настоящая магистерская диссертация посвящена исследованию эффективности
коучинг-подхода в процессе самореализации личности. В условиях быстро меняющихся
профессиональных реалий и возросшей потребности молодых специалистов в поиске
осмысленной и вдохновляющей деятельности, особое внимание уделяется внутренним
психологическим аспектам: мотивации, уверенности, ясности целей и внутренней
активности. Цель исследования – определить влияние структурированной коучинговой
программы на развитие указанных компонентов самореализации у студентов в возрасте от 20
до 23 лет. В рамках теоретического этапа проведён обзор современной научной литературы в
области гуманистической психологии, клиент-центрированной терапии, теории
потребностей А. Маслоу и К. Роджерса, а также современных эмпирических исследований
по коучингу. Были выявлены основные механизмы коучингового влияния на
профессиональную самореализацию. Методология исследования основывалась на
квазиэкспериментальном дизайне с использованием количественного метода (опросники,
шкалы, анкетирование до и после тренинга). В выборке участвовали 100 студентов, из
которых 20 прошли коучинг-программу, включавшую шесть сессий по 2 часа. В качестве
диагностических инструментов использовались: методика «Колесо самореализации»,
опросник PBQ, тест командных ролей Белбина. Результаты количественного анализа
показали положительную динамику в экспериментальной группе по всем четырём ключевым
категориям самореализации. Применение ANOVA подтвердило статистическую значимость
различий между контрольной и экспериментальной группами. Также полученные через
обратную связь участников, продемонстрировали рост осознанности, повышение внутренней
мотивации и уверенности в собственных силах. Выводы исследования подтверждают, что
коучинг является действенным инструментом в развитии профессиональной самореализации личности. Практическая значимость работы заключается в возможности применения
коучинговой модели для поддержки студентов в процессе профессионального становления и
выстраивания карьерных целей. Теоретическая значимость заключается в расширении
научных представлений о взаимосвязи между коучингом и самореализацией в контексте
психологической практики и образования в Казахстане.