Аннотация:
Настоящая магистерская диссертация посвящена изучению взаимосвязи между
уровнем личностной тревожности и академической мотивацией студентов. В исследовании
приняли участие 121 студент вузов города Астаны в возрасте от 18 до 25 лет, что
соответствует этапу «развивающейся взрослости» по мнению Арнетта (Arnett, 2000).
Применялись стандартизированные методики: шкала личностной тревожности Спилбергера
Ханина (STAI) и шкала академической мотивации (ШАМ), основанная на теории
самодетерминации. Данные были обработаны с использованием непараметрических
методов: коэффициента корреляции Спирмена и U-критерия Манна–Уитни. Результаты
показали статистически значимую отрицательную связь между уровнем личностной
тревожности и внутренней мотивацией студентов, а также слабую положительную связь с
внешней мотивацией. Дополнительно выявлено, что студенты гуманитарных направлений
демонстрируют более высокий уровень тревожности по сравнению с техническими и
естественно-научными направлениями.
Полученные данные имеют как теоретическую, так и практическую значимость, предлагая
возможности для разработки эффективных психологических интервенций, направленных на
повышение академической мотивации и снижение уровня тревожности в студенческой среде
(Spielberger, 1983).